Статьи

Возврат на список статей

Мировой опыт малой энергетики и когенерации

Датский опыт решения экологических проблем при производстве тепловой и электрической энергии

Одним из приоритетных направлений гос. регулирования в Дании на протяжении длит. времени является охрана окружающей среды. Соц. исследования показывают, что 90% датчан относят вопросы охраны природы к числу наиболее актуальных и значимых соц.-полит. проблем государства, которые должны решаться совместными усилиями общества.

Впервые экологическая политика Д. стала разрабатываться и peализовываться в начале 70гг. Министерство ликвидации загрязнения было создано в 1971г. В 1973г. ему на смену было организовано министерство охраны окружающей среды. Сегодня министерство окружающей среды и энергетики играет важную роль в процессе выработки общей экологической политики. На рег. и местном уровнях большой объем адм. полномочий делегирован администрации округов и муниципалитетам. В системе министерства работает 3000 чел. и три агентства: по охране окружающей среды; по лесам и охране природы.

В Датском агентстве по охране окружающей среды занято 460 человек. ДАООС подчиняется министру окружающей среды и энергетики и отвечает за применение природоохранного законодательства. Основной целью является предотвращение и борьба с загрязнением воды, почвы и воздуха. В структуру ДАООС входит 24 спец. подразделения, 6 междисциплинарных подразделении и руководящий аппарат. Эконом. департамент ДАООС отвечает за эконом. аспекты охраны окружающей среды, вкчючая координацию деятельности Агентства в этой области. Учитывая возможности эконом. рычагов охраны окружающей среды, ДАООС является движущей силой в разработке политики в данной области, хотя формально права и обязанности в области подготовки законодательства принадлежат министерству по налогам.

Налоговая реформа стала прорывом в использовании эконом. инструментов охраны окружающей среды. Она направлена на увеличение поступлений от «зеленых» налогов и была реализована постепенно в 1994-98 гг.

Данные мониторинга атмосферного воздуха в городах и других населенных пунктах показывают, что качество воздуха по сравнению с другими индустриально развитыми странами остается достаточно хорошим. В целом же Д. является экспортером загрязнения воздушного бассейна в регионе. Если провести оценку на основе эквивалента потенциальной кислотности, то Д. экспортирует примерно вдвое больше серы, оксидов азота и аммиака, чем импортирует. Объем выбросов двуокиси углерода постепенно возрастает и составляет 11,7 т. на душу населения в годовом исчислении. Это соответствует среднему среди стран ОЭСР уровню. Правительство начало осуществлять спец. план действий, чтобы изменить эту ситуацию. Выбросы ОРВ и свинца значительно снизились и сегодня практически сведены к нулю.

Объемы ежегодно образующихся отходов в Д. остаются достаточно стабильными, и лишь в последние годы происходит их незначит. рост. В Д. отдается приоритет стратегии ЕС в области иерархии обращения с отходами (предотвращение образования отходов, вторичная переработка, сжигание и размещение на полигонах). Повторно перерабатывается или используется 60% отходов, в то время как в 1985г. эта доля составляла 30%. 20% сжигается, 20% размещаются на свалках.

Сжигание мусора, позволяющее производить вторичную тепловую энергию, – широко применяемый в Д. метод утилизации отходов. Подавляющая часть опасных отходов обрабатывается межмуницип. компанией.

Основную практическую работу по контролю за соблюдением природоохранного законодательства, экологической сертификации предприятий, а также регулярные анализы состояния окружающей среды выполняют представители местных органов власти – коммун. В отношении опасных отходов (нефтяных и хим. предусмотрено спец. законодательство, согласно которому этот вид отходов находится под особым контролем.

Действенность системы природоохранных мероприятий в Д. во многом обеспечивается благодаря серьезному отношению к экологическим проблемам как руководителей предприятий, так и большинства населения. Такое отношение стимулируется системой эконом. мер, которые делают более выгодным применение экологически чистых технологий в предпринимат. деятельности и экономное распоряжение ресурсами в быту человека. Проведение природоохранных мероприятий требует значит. средств, которые аккумулируются путем целевого налогообложения предприятий и населения, исходя из степени загрязнения вылепляемых ими отходов.

Определяют природоохранную политику Д. Акты об охране окружающей среды; о планировании городских и сельских территорий; об охране природы; о водотоках. Наиболее важным из них является Акт об охране окружающей среды. В этом Акте, который стал составной частью реформы законодательства 1991г., подчеркивается значение принципа «загрязнитель платит» как основного руководящего принципа природоохранной политики . Последние изменения, внесенные в этот Акт, подчеркивают необходимость использования превентивного подхода при разработке различных правил и пороговых значений, но не при решении конкретных вопросов.

Экологические налоги и платежи дают 18% от общего объема налоговых поступлений в гос. казну. Эта доля включает поступления от энергетических налогов и налогов на автотранспортные средства, которые обеспечивают основной их объем. Энергетические налоги составляют почти половину от этих 18%, а налоги на автотранспортные средства – около одной трети.

Предпринимаются также значит. усилия в направлении совершенствования технологии сбора и первичной обработки отходов. Последовательно создается законодат. база по вопросам охраны окружающей среды (датские стандарты в сфере экологии значительно превосходят по большинству параметров соответствующие среднеевропейские нормы), что заставляет датские деловые круги в кратчайшие сроки адаптироваться к новым требованиям. В производстве идет активное внедрение новых, экологически чистых технологий и производственных процессов, а также проводятся дальнейшие исследования и разработки в этой области. Все это ведет к повышению конкурентоспособности датской промышленности. Примером такой политики может служить гос. программа поддержки экологически ориентированной экспортной деятельности МСП, реализация которой началась в 1996г. Суть программы в том, что МСП, планирующие внедрение природоохранных или ресурсосберегающих технологий, выпуск экологически чистых товаров и т.д. и при этом рассчитывающие выйти с этой продукцией на экспортные рынки, могут получить от государства 50% компенсацию связанных с этим доп. затрат. На реализацию программы ассигновано 2,5 млрд.дат.крон.

В датской экологической политике признается целесообразность передачи технологии и «ноу-хау» в области охраны природы заинтересованным развивающимся странам и государствам Вост. Европы. Ежегодно датское правительство выделяет 220 млн.дат.крон на реализацию экологических проектов, преимущественно в странах Балтии, России, Чехии, Польше и других, а также 300 млн.дат.крон для развивающихся стран. Д. предоставит России в 2001г. 80 млн.дат.крон по программе ДАНСЕЕ /фин. документ для предоставления целевых грантов/ на реализацию совместных проектов по энергетике и охране окружающей среды. В 2002г. 0,5% ВНП Д. будут направляться на реализацию межд. помощи в сфере экологии. Бюджет министерства окружающей среды и энергетики в 2000г. составлял 4 млрд.дат.крон.

Совершенствование экологического законодательства Д. привело к повышению тех. уровня и масштабов производства оборудования для защиты окружающей среды. Около 1000 датских фирм работают в области разработки технологий, проектирования и производства природоохранного оборудования. К крупнейшим относятся: «Крюгер» (разработка технологии и производство оборудования для очистки сточных вол с утилизацией твердых включений); «Хальдор Топсе» (разработка технологий и оборудования по очистке пром. газов); «Ковиконсалт» (инженерно-консультационная фирма: системы сортировки и сжигания бытового мусора, проектирование установок для приготовления компоста из органических отходов, планирование схем сборки и утилизации отходов); «Рамболь» (консалтинговые услуги по применению технологии по переработке и утилизации твердых отходов); «Карл Бро Груп» (холдинговая компания, объединяющая 11 инженерно-консультационных фирм; в области экологии – разработка моделей оптимизации сбора и переработки отходов, проектирование мусоросжигательных и биогазовых установок); «Волунд Эколоджи систем» (разработка установок для сжигания и биотермической обработки отходов; поставка «под ключ» мусоросжигательных заводов от 72 до 1200 т. в сутки; имеет большой опыт в разработке энергетических систем на базе мусоросжигательных установок, использующих теплотворную способность органических отходов).

Экологические инициативы. Предложения о вводе спец. экологического («зеленого») налога на использование метилбутилового эфира (МТВЕ) вызвало обеспокоенность крупнейших европейских хим. компаний.

Вопрос о возможности использования МТВЕ в качестве добавки в моторное топливо для повышения октанового числа (до 98) находился в сфере повышенного внимания нац. агентства DEPA (Danish Environmental Protection Agency), которое провело ряд исследований по этой теме.

Эксперты указывают на завышенный в 2-3 раза уровень потребления в стране высокооктанового топлива в привязке к местному автопарку. Особое внимание уделялось оценке токсичности вещества, небольшие дозы которого (доли миллилитра) способны сделать тысячи литров воды непригодными для питья, а также анализа возможных путей попадания МТВЕ в грунтовые воды. В одном из пяти случаев анализа на бензоколонках, специалисты DEPA фиксировали наличие следов МТВЕ в почве и грунтовых водах.

Однако, несмотря на выводы экологов о нежелательности применения МТВЕ, датские власти не могут ввести полный нац. запрет на использование данной хим. добавки в соответствии с законодательством ЕС и вынуждены пока ограничиться введением упомянутого целевого налога. Одновременно в датском министерстве энергетики и охраны окружающей среды не скрывают свое намерение воздействовать на соответствующие структуры Евросоюза с целью принятия ими решения о всеевропейском запрете на МТВЕ.

В целях противодействия датской позиции производители МТВЕ в Европе – члены ассоциации EFQA (European Fuel Oxygenates Association) намерены предпринять ряд действий. EFQA заключила контракт с датской фирмой Brinkmann & Image, специализирующейся в области PR-технологий для отслеживания динамики изменения ситуации в стране по данному вопросу.

Помимо датской активности в вопросах экологии в рамках ЕС, часть инициатив носит и глобальный характер. Так, Д. вышла с предложением в экологическую программу ООН (UNEP) с предложением побудить данную межд. структуру инициировать запрет или ввести жесткие ограничения на производство и использование ртути, а также принять меры для ликвидации нелегального экспорта данного токсичного металла и содержащих его продуктов.

По мнению датчан, введение данных запретов в мировом масштабе потребует соответствующего законодат. оформления на нац. уровне государств-участников, к чему многие страны не готовы.

Проблема попадания ртути в окружающую среду находится в сфере повышенного внимания Д., которая проводит как собственные исследования по данному вопросу, так и совместные, с другими скандинавскими странами в ходе реализации интеграционных программ в сфере экологии.

Согласно Danish National Environment Research Institute (DNERI), несмотря на введенный ранее запрет на коммерческую реализацию ртутьсодержащих продуктов, они достаточно часто оказываются общедоступными на рынке. Приводятся сведения о продаже в Д. некоторых видов парфюмерной продукции (крема, мыло) англ. и испанского производства с содержанием Mercury Iodide от 1% до 3%. Также эксперты DNERI заявляют о фиксировании присутствия ртути в грудном молоке женщин, китовом мясе, что подтверждает выводы об имеющем место неконтролируемом процессе попадания вещества в природу.

По датским оценкам в странах региона производится порядка 250 т. отходов, содержащих ртуть, из которых 78% – с высоким содержанием этого вещества. С эконом. точки зрения для большинства сев. стран выгодным является экспорт ртутьсодержащих отходов.

Помимо ртути в пакете датских предложений находятся и другие хим. вещества, не входящие в так называемую категорию POP (Persistent Organic Pollutants), которые выносились ранее на обсуждение в ходе нескольких встреч IFCS (Intergovernmental Forum on Chemical Safety). В их отношении датчане также предлагают UNEP разработку инициатив широкого межд. масштаба.

Проблемы хим. предприятия «Хеминова». Д. столкнулась с достаточно серьезными экологическими проблемами. Одна из них возникла в результате столкновения 2 судов, когда в датские воды вылилось 1900 т. нефти, другая стала последствием деятельности на территории страны крупного хим. предприятия «Хеминова». И если с первой проблемой датские экологи уже справились, то вторая вызывает большую озабоченность.

Все началось с проведенного экологической службой амта Рингкебинг исследования в районе хим. свалки на северо-западе Ютландии, прозванной в народе «Хеминова-дыра». Исследования показали, что сотни тонн хим. отходов просачиваются в грунтовые воды и смываются в Сев. море. Датчане не скрывают, что свалка может содержать очень ядовитые вещества, в т.ч. органические фосфаты, поражающие нервную систему. Даже малая доза этих химикатов, в случае попадания в организм, может привести к летальному исходу.

История свалки начинается с 1953г., когда хим. предприятие «Хеминова», специализирующееся на производстве препаратов для борьбы с насекомыми, стала сбрасывать отходы на побережье Сев. моря, в 200 м. от прибрежной полосы. В 1953-62гг. сотни тонн химикатов как в твердом, так и в жидком виде доставлялись на свалку. Никто не нес ответственности за это. В 60гг. министерство сельского хозяйства «сдало на хранение» в «Хеминова-дыру» 60 т. химикатов, в т.ч. 3 т. ртути, мышьяка и ДДТ. Уже тогда представители управления по охране окружающей среды признавали, что количество отходов в «Хеминова-дыре» превышает допустимую норму.

В 80гг. было решено начать очистит. работы. Было вывезено 1200 т. химикатов. До сих пор не ясно, какие именно вещества остались в «Хеминова-дыре» и насколько они ядовиты.

В 1938-43гг. в Себорге, на севере Копенгагена, «Хеминова» производила отравляющие вещества. Представители копенгагенского амта отмечают, что сейчас почва в Сереборге может быть заражена и реально не знают, что скрывают под собой места для парковки, где ранее находилось предприятие.

В 1943-54гг. «Хеминова» начала производство пестицидов в Молеве, также на севере Копенгагена. За период работы в грунт было сброшено огромное количество пестицидов, в частности ДДТ. В 80гг. власти провели очистит. работы, но до конца ликвидировать загрязненные места не удалось.

В 1989г. местный суд вынес решение о выплате «Хеминовой» миллионных сумм за загрязнение почвы Молева. Но 3 года спустя Верховный суд отменил решение, признав дело устаревшим. Дело в том, что отходы сбрасывались в 50гг., а отравляющие вещества обнаружены лишь в 1977г. Сейчас до сих пор литр за литром откачиваются и очищаются грунтовые воды Молева. Опасные ядовитые вещества до сих пор поступают в грунтовые воды и акваторию Сев. моря.

Обязательства по Киотским соглашениям. Сокращение эмиссии так называемых «парниковых» газов будет иметь самое серьезное влияние на процессы структурных изменений в энергетике Сев. Европы.

Киотские обязательства в отношении шести групп газов: углекислого, метана, окиси азота, фторсодержащих соединений HFC, PFC, SF6, для Д. означают сокращение их выбросов в атмосферу на 21% от уровня 1990г., для Швеции и Норвегии – необходимость не увеличивать эмиссию более чем на 4 и 1% соответственно, а для Финляндии – сохранение данного показателя на уровне среднего значения выбросов 1990-95 гг.

Швеция и Норвегия уже достигли низкого уровня выбросов «парниковых» газов в атмосферу при производстве тепла и электроэнергии, а Швеция официально заявила о намерении ликвидировать ядерную энергетику к 2020г., которая составляет до 40% от общего объема энергозатрат этой страны. Данные шведские обязательства повлекут за собой увеличение выбросов двуокиси углерода и других газов при использовании традиц. способов производства электроэнергии для поддержания ее уровня в рамках требуемых значений.

Датские эксперты исходят из того, что Киотские соглашения будут выполнены скандинавскими странами в 2010г., а в период 2010-20 гг. количество эмиссии парниковых газов будет оставаться на достигнутом уровне. Предполагается, что в Д. производство энергии на ТЭС будет полностью переведено к 2010г. с угля на газ с использованием комбинированных установок по производству тепловой и электроэнергии и новых типов газовых турбин. В те же сроки ожидается резкое увеличение капвложений в ветроэнергетику.

Норвежские инвестиции в гидроэнергетику и ее модернизацию приведут к росту отдачи в данной отрасли к 2010г. до 20 твт. в год. Швеция к этому же времени увеличит капвложения в ветроэнергетику, а Финляндия сосредоточится на использовании и создании комбинированных установок по производству тепловой и электрической энергии на газе, а после указанной даты предполагается увеличение финансирования работ по созданию установок, работающих на биотопливе.

Что касается торговли квотами на выбросы «парниковых» газов, то ее межд. характер, как считают датчане, приведет к ее единой цене, а сама торговля будет оказывать большее влияние на развитие ситуации в отрасли. Расчеты показывают, что стоимость квоты в 2010г. составит 340 дат.крон за т. СО2. После 2010г. будет сохраняться рост потребностей в доп. энергии в связи с естественным развитием производства, а необходимость поддержания значений выбросов на достигнутом приведет к дальнейшему росту цен на квоты, что в 2020г. составит 650 дат.крон за т. двуокиси углерода.

Проведенный датчанами анализ показывает, что Финляндия будет продавать свои квоты на выброс в 2000-20 гг. В 2010г. эта страна сможет продать квот на 7,3 млн.т. СО2, что с учетом ее стоимости составит доход в 2,5 млрд.дат.крон. В 2020г. Финляндия увеличит экспорт квот до 13-14 млн.т. СО2, что принесет прибыль в 8,7 млрд.дат.крон.

Д. и Норвегия в период 2010-20 гг. будут импортировать квоты на уровне 4 и 10 млн.т. СО2 соответственно, а Швеция, закупая электроэнергию, будет экспортировать часть своих квот на уровне 1,5-2 млн.т. СО2.

Что касается позиции Д., то она, взяв на себя более серьезные обязательства по сокращению выбросов, по сравнению с другими скандинавскими странами, будет проводить политику на поднятие уровня обязательств других стран этого региона до более серьезных значений, что в случае успеха принесет датчанам серьезные мат. выгоды.

Анализ ценовой ситуации на рынке электроэнергии показывает, что в 2000-09 гг. стоимость электричества будет расти с 0,15 дат.крон за 1 квт. до 0,4 дат.крон, далее она будет зафиксирована на достигнутом уровне. Одновременно с ростом цен на электричество будут расти и общие потребности скандинавских стран в электроэнергии. Для Д. их рост предполагается с 2000г. по 2020г. на 30%, для Норвегии, Швеции и Финляндии – на 11, 13 и 9% соответственно.

В отношении других энергоносителей на скандинавском рынке отмечается, что будут расти потребности в природном газе и жидких видах топлива, в то время как потребности в твердых топливах останутся на прежнем уровне.

Рос.-датское экологическое сотрудничество, осуществляется в соответствии с межгос. соглашением в области охраны окружающей среды 1993г. В 1999г. датским правительством в рамках реализации программ оказания тех. помощи России по линии министерства экологии и энергетики Датскому агентству по защите окружающей среды (DEPA), структурно входящему в указанное министерство, было выделено 8,5 млн.долл.

Данная датская организация активно участвует в сотрудничестве, реализуя через нац. коммерческие институты в РФ ряд проектов, в т.ч. и долгосрочного характера. Кроме того, в функции DEPA входит проведение экспертиз, конкурсный отбор проектов, выдача разрешений на их реализацию. Сотрудники DEPA проводят регулярные рабочие встречи (1-2 раза в год) с рос. партнерами (Госкомитет по экологии) для разработки конкретных планов сотрудничества.

Отдельные соглашения по сотрудничеству заключены с С.-Петербургом и Ленинградской обл., Калининградом. Проекты DEPA реализуются в Пскове, Новгороде, Владимире, Смоленске. Увеличение контактов с регионами объясняются датчанами негибкостью центральных рос. структур и заинтересованностью в поиске источников совместного финансирования на местах.

Анализ выполненных ранее и реализуемых в России проектов позволяет отметить привлечение датчанами к подрядам на регулярной основе Cowi Consulting, Ramboll, Carl Bro и др., которые, благодаря патронажу DEPA сумели хорошо закрепиться на рос. рынке.

Проведенная в конце 1999г. гос. аудиторская проверка программ оказания тех. помощи странам ЦВЕ (в т.ч. по линии DEPA и с участием указанных датских фирм) показала, что фин. потоки не достаточно контролируются, расходование средств осуществляется с нарушениями. Анализ ряда проектов дал аудиторам основания сделать вывод, что значит. часть выделенных средств не достигает назначения.

Возврат на список статей

тел.: (057) 751-60-05, 705-20-93            info@economic-energy.com.ua

Copyright © 2007 Еconomic Еnergy